СТАТЬИ

МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА НА ПРАКТИКЕ

Рассказывает Ольга Озкул, директор Центра детского развития Soroban (Измир, Турция), представляющего методику ментальной арифметики с 2010 года.

Что дает обучение ментальной арифметике детям?

Исходя из имеющегося опыта, могу сказать следующее: методика действительно работает, изменения у детей есть, изменения, конечно, проявляются у всех в разной степени — дети индивидуальны.

Главное, что получают дети после прохождения программы, — способность к самостоятельному решению возникающих задач.

Допустим, что-то случилось на улице, свидетелем чего стал ребенок, — авария или еще что-нибудь. У ребенка, прошедшего обучение ментальной арифметике, развита часть мозга, отвечающая за принятие решений (лобные доли), и мозг вырабатывает решение — позвонить, уйти в сторону, помочь и т. д. То есть ребенок не впадает в ступор, прострацию — его интеллект достаточно развит, чтобы выработать какое-либо решение.

Также улучшается успеваемость в школе. За счет чего? Наработаны нейронные связи: мозг готов к решению любых задач, в том числе и из школьных учебников... Я считаю, это очень ценное качество. По сути вся программа — это последовательная тренировка определенных областей мозга.

Конечно, ребенок после курса может в уме складывать, вычитать, делить умножать четырехзначные цифры, но, согласитесь, это может и калькулятор. Главное, что приобретает ребенок, — это развитый мозг. И здесь важно не упустить время. Оптимально начать заниматься с 5–6 и до 12 лет, пока мозг у ребенка окончательно не «затвердел».

Метод построен так, что ребенок не заучивает, а каждый раз решает заново — именно это и развивает мозг. Кстати, здесь родителям нужно быть внимательными при выборе школы. В Турции эта методика сейчас набрала большую популярность, и некоторые школы не уловили суть метода и учат детей зазубриванию!

В итоге вместо одного года обучения дети учатся по 2–3 года и так и не доходят до изучения операции деления, потому что ее невозможно понять, если неправильно научиться первым операциям — сложению, вычитанию и умножению.

Говорю так, потому что мы сами прошли через это, — в один момент дети остановились в развитии. Тогда учредитель, поняв, что что-то не так, сам съездил в Японию и, проучившись более двух недель, выяснил наши ошибки. Теперь мы даем правильное обучение.

В процессе обучения ментальной арифметике у детей повышается способность к концентрации внимания, что дисциплинирует их. Это очень мощная методика — не зря в Японии она введена в обязательную программу образования.

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ СЧЕТ

История возникновения счет, или Как хорошо уметь считать!

Мы все учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь, писал Пушкин. Именно так и происходило зарождение арифметики — жизнь заставляла наших предков осваивать основы счета, выполняя простейшие вычисления и измерения, необходимые для выживания.

Ученые полагают, что человек научился считать более 100 тыс. лет назад. Вычислительные операции применялись во время обмена продуктами питания и орудиями труда с другими племенами, для составления календарей миграции животных, на которых охотились древние люди, и для определения времени посадки растений.

Естественными «счетными устройствами» были пальцы рук и ног, которых древним людям вполне хватало для нехитрых расчетов. Результаты счета фиксировались с помощью узелков на веревках или зарубок на ветках деревьев и костях животных.

Со временем стали появляться более сложные приборы для вычислений. Первым из них считается абак, придуманный в Вавилоне в III тыс. до н. э. Абак представлял собой дощечку с углублениями, по которым передвигали косточки или ракушки, имевшие определенное числовое значение. Такие счеты служили главным образом для выполнения действий сложения и вычитания. В V в. до н. э. египтяне усовершенствовали конструкцию, начав использовать вместо линий и углублений проволоку с нанизанными камешками.

Абак завоевал популярность во всем мире, а в ходе продолжительной эволюции сформировались три основных вида абака — китайские, японские и русские счеты. Все они сохранили свое назначение и с успехом применяются до сих пор, к примеру, на занятиях по программе «Ментальная арифметика».

Суаньпань — деревянная рамка с рядами натянутых проволочек, на каждой из которых по 7 косточек, — появилась в Китае в XII в. Китайцы разработали сложную технику работы на суаньпань, позволяющую складывать, вычитать, умножать, делить числа и даже вычислять квадратные и кубические корни.

В Японии на основе суаньпань сконструировали соробан. Прямоугольная рамка, поделенная по горизонтали планкой, содержит от 23 до 27 вертикальных палочек, на каждую из которых нанизано по 5 косточек: одна, равная пяти, в верхней части и четыре для обозначения единиц в нижней. Благодаря такой разбивке сумма косточек на каждой палочке может составлять все числа от 0 до 9. Соробан признан самым оптимальным и быстрым механическим счетным устройством, поскольку позволяет отображать каждое число только одним способом, что исключает путаницу при вычислениях. В Японии соробан не только активно используется в качестве учебного пособия в школах, но и популярен как вид спорта и развлечения.

Русским счетам, появившимся в допетровские времена, потребовалось 200 лет, чтобы обрести привычный нам внешний вид. Сначала русская модификация римского абака состояла из четырех полей, которые умещались в два складных ящичка. Русские счеты, основанные на десятичной системе счисления, позволяют оперировать не только целыми числами, но и четвертями, десятыми и сотыми дробными долями. Это простейшее счетное устройство использовалось российскими продавцами вплоть до конца XX века.

Сегодня научно доказано, что счеты способствуют освоению десятичной системы счисления, пониманию азов математики и совершенствованию навыков устного счета. На изучении принципов работы абака основана уникальная методика развития интеллектуальных способностей детей — ментальная арифметика, которая набирает популярность во всем мире.

РАЗВИВАТЬ МОЗГ РЕБЕНКА. КОГДА И КАК?

Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка умным, интересным и самостоятельным человеком, добившимся в жизни немалых успехов. И неплохо бы, чтобы все ему давалось легко и непринужденно. Естественно, все здравомыслящие люди понимают, что просто так ничего не дается, а настоящие вундеркинды рождаются нечасто. Следовательно, чтобы мечты стали реальностью, родителям придется приложить некоторые усилия, причем пока ребенок еще маленький.

Развивать интеллектуальные способности ребенка стоит если не с пеленок, то с очень раннего возраста. Ученые отмечают, что до рождения мозг человека сформирован только на 25 % и в течение первых лет жизни он развивается просто с колоссальной скоростью. Это означает, что пока мозг пластичен, дети впитывают знания, как губка, и обучение будет эффективно, как никогда.

Согласно данным нейропсихологии, созревание мозга человека происходит до 15-тилетнего возраста в несколько этапов:


  • С рождения до трех лет у ребенка формируются отделы мозга, контролирующие познавательное, эмоциональное и физическое развитие.
  • С трех до семи лет образуются зоны, ответственные за речь, слуховое, кинестетическое и зрительное восприятие. Кроме того, в этот период начинают формироваться базовые нравственные ценности.
  • С семи-восьми лет и далее происходит организация сознательной психической и логической деятельности.


Интересно, что с шести до двенадцати лет активно развиваются сразу оба полушария головного мозга. Этот период идеален для двуполушарного обучения, которое предполагает параллельную активизацию работы обоих полушарий и развитие как логического, так и образного мышления.

Многочисленные научные исследования показали, что мозг человека обладает уникальным качеством — пластичностью, то есть способностью развиваться и изменяться под воздействием обучения. Наиболее пластичен мозг примерно до 12 лет, именно поэтому интеллектуальное развитие ребенка нужно начинать как можно раньше и лучше всего с развития пальцев кисти. Дело в том, что двигательные импульсы рук неразрывно связаны с головным мозгом новорожденного и развитие мелкой моторики оказывает положительное влияние на формирование речевых зон мозга, улучшает внимание, логическое мышление, память и интеллект в целом.

Не зря, оказывается, еще бабушки увлекали нас такими простыми и полезными пальчиковыми играми, как сорока-ворона или ладушки.

Совершенствование мелких движений руки активно используется в различных обучающих программах, к примеру, в методиках Монтессори, Зайцева, Железновых, Никитиных, Вальдорфской системе и многих других.

Среди методик двуполушарного обучения с элементами развития мелкой моторики стоит выделить ментальную арифметику, или менар. Эта уникальная программа развития умственных способностей детей четырех-двенадцати лет основана на системе устного счета с применением древних счетных устройств — абака или соробана. В результате такого обучения дети не только приобретают способность в уме складывать, вычитать, умножать и делить четырехзначные числа, но и улучшают свою память, слух, наблюдательность, концентрацию внимания, уверенность в себе, воображение. Развивая свой интеллект по программе ментальной арифметики, дети закладывают твердую основу для дальнейших успехов и творческого развития личности.

На самом деле, для эффективного развития ребенка нужно не так уж много. Несколько простых подсказок помогут вам не потеряться в море всевозможных развивающих методик, программ и систем:


  • Абсолютно все, что окружает ребенка — не только полезные книги и игрушки, но и грязные ботинки, рассыпанные крупы, торчащие из подушки перья, — является инструментом его развития.
  • По мере роста и развития ребенка обучающую среду необходимо менять, постепенно переходя от простых вещей к сложным.
  • Все занятия должны проходить, когда и ребенок, и родитель здоровы и в хорошем настроении.
  • Обучение стоит приостановить, если ребенку стало неинтересно. Возобновить занятия можно только тогда, когда появится уверенность, что ребенок эффективно осваивает знания.


В современном обществе высокоразвитых технологий несложно найти методики раннего развития на любой вкус. Сложно выбрать что-то действительно стоящее. Прежде чем вплотную взяться за воспитание юного гения подробно изучите каждую обучающую программу и четко определите, какая из них больше всего подходит именно вашему ребенку. И самое главное — не забывайте любить своего малыша, несмотря на его способности, и наслаждаться каждой минутой, проведенной вместе.

СЧЕТЫ СОРОБАН - ЗАЧЕМ РЕБЕНКУ ТАК СЧИТАТЬ?

Счеты соробан: зачем ребенку так считать?

На дворе XXI век. В каждом доме имеется множество разной техники, облегчающей жизнь. Это касается учебы в целом и вычислительных операций в частности. Калькулятор есть в любом телефоне, смартфоне и даже планшете.

Тогда зачем учить ребенка считать при помощи древних счет или в уме?

Если сказать просто, соробан — это мощный и эффективный тренажер для мозга. Для примера: автомобили и автобусы значительно ускоряют нашу жизнь и позволяют сделать больше дел, однако никто не поспорит с тем, что бег по утрам и прогулки на свежем воздухе — профилактика многих болезней и незаменимая тренировка для организма.

Образовательная система соробан — единственная в своем роде, направленная на активное развитие умственных возможностей детей и включающая в процесс как правое, так и левое полушарие мозга.

Уникальность курса заключается еще в том, что задания способны озадачить часть мозга, отвечающую за творчество сложными вычислительными задачами и наоборот.

Уроки соробан добиваются феноменальных результатов: дети, без врожденных математических способностей с впечатляющей скоростью не только прочитывают большие числа, но и совершают с ними вычисления.

Соробан — возможность увеличить «мощность» мозга вдвое, настроив его полушария на синхронную работу.

МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА - КОМПЛЕКСНЫЙ МЕТОД ОБУЧЕНИЯ

Ментальная арифметика — комплексный метод обучения

Ошибочно думать, что цель обучения по менару заключается только в обучении математическим операциям. Это не так. В действительности ментальная арифметика (соробан) являет собой совокупность развития множества полезных способностей и навыков.

Что входит в метод обучения соробан:


  • Развитие способности работы двумя руками одновременно. Ребенок учится быстро менять положение бусинок на счетах абак, решая сложные примеры. Такие действия устанавливают прочные связи между обоими полушариями мозга и стимулируют гармоничное их развитие, развивают память, логику, фантазию и творческий потенциал.

  • Развитие скорости мышления ребенка и реагирования. Абак позволяет видеть цифры будто бы в виде картинок. Поэтому дети любого возраста учатся почти мгновенно выполнять даже очень сложные операции с цифрами.

  • Развитие сосредоточенности и внимательности.

  • Стимулирование скрытых талантов и возможностей.

  • Вычисления под звуки и музыку. Это развивает слух, воображение и память.

  • Математические операции при помощи визуальных примеров. Это способствует развитию фантазии и творческого потенциала.


Кроме того система соробан в Центрах развития интеллекта «Пифагорка» учитывает способности и темп каждого ребенка, поэтому такая учеба нравится детям.

Мы помогаем детям: стать способными, самостоятельно принимать решения, легко учиться и быстро запоминать!

Записывайтесь на наши занятия сейчас!

ИНТЕЛЛЕКТ И МЫШЛЕНИЕ. ТАК ЧТО ЖЕ МЫ ВСЕ-ТАКИ РАЗВИВАЕМ?

Очень часто люди путают два понятия мышление и интеллект

Интелле́кт — ощущение, восприятие, разумение, понимание, понятие, рассудок — качество психики, состоящее из способности адаптироваться к новым ситуациям, способности к обучению на основе опыта, пониманию и применению абстрактных концепций и использованию своих знаний для управления окружающей средой. Общая способность к познанию и решению трудностей, которая объединяет все познавательные способности человека: ощущение, восприятие, память, представление, мышление, воображение.

То есть, развивая у детей интеллект, мы с вами развиваем у них следующие качества:


  • способность адаптироваться;

  • способность к обучению;

  • способность к пониманию абстракций;

  • способность управлять средой, то ставить цели, планировать и строить стратегии достижения цели.


Интеллектуал — человек с высоко развитым интеллектом и аналитическим мышлением; представитель интеллектуального труда.

Что же такое мышление?

Мышле́ние — это познавательная деятельность человека.

В психологии мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений.

Операции мышления:


  • Анализ — разделение предмета/явления на составляющие компоненты. Может быть мысленный и ручной.

  • Синтез — объединение разделённых анализом с выявлением при этом существенных связей.

  • Сравнение — сопоставление предметов и явлений, при этом обнаруживаются их сходства и различия.

  • Классификация-— группировка предметов по признакам.

  • Обобщение — объединение предметов по общим существенным признакам.

  • Конкретизация — выделение частного из общего.

  • Абстрагирование — выделение какой-либо одной стороны, аспекта предмета или явления с игнорированием других.


То есть понятие мышление более узкое, мышление — это перечень операций, которые человек осуществляет в процессе познания (в процессе обучения).

ДЕВЯТЬ ОСНОВНЫХ ЗАДАЧ, ДОСТИГАЕМЫХ МЕНТАЛЬНОЙ АРИФМЕТИКОЙ

Девять основных задач, достигаемых ментальной арифметикой

Педагоги во всем мире с успехом используют в своей практике программу обучения «Ментальная арифметика». Практика показала, что она чрезвычайно полезна для детей разных возрастов.

Доказано, что курсы ментальной арифметики влияют на прогрессивное развитие у детей:


  • Творческого и нестандартного мышления
  • Фотографической памяти
  • Логики
  • Внимательности
  • Усидчивости
  • Уверенности и правильного отношения к себе
  • Способности к концентрации
  • Сосредоточенности
  • Любви к новым знаниям и процессу обучения.


Как известно, каждое полушарие мозга отвечает за определенные процессы. Так, например, левое полушарие специализируется на анализе фактов, речи, способностях к изучению иностранных языков, письме и логике. Правое полушарие в ответе за эмоции, интуицию, творчество, ориентацию в пространстве, воображение, музыкальность и мечтания. Курсы по программе ментальной арифметики сочетают в себе как творческие, так и аналитические занятия, что служит гарантией гармоничного развития головного мозга ребенка в целом. Это помогает детям быстрее решать вопросы и проблемы как творческим, так и логическим путем.

Ментальная арифметика — прочное основание для уверенной и насыщенной жизни.

Мы помогаем детям: стать способными, самостоятельно принимать решения, легко учиться и быстро запоминать!

Записывайтесь на наши занятия сейчас!

МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА - ВЫГОДНАЯ ИНВЕСТИЦИЯ В БУДУЩЕ

Китайский философ Конфуций высказал такую мудрость: «Я слышу и забываю. Я вижу и запоминаю. Я делаю и понимаю». Эти лаконичные фразы отражают сущность человеческих способностей как нельзя лучше.

Наибольшую пользу для развития возможностей человеческого мозга приносят действия, а не только просмотр или чтение информации. Ментальная арифметика многократно это доказала.

Как правило, полный курс обучения можно пройти за 2 года. Суть этой методики заключается в том, что сначала для вычислений дети используют абакус (счеты), быстро перебирая бусинки на спицах. Ребенок использует для работы со счетами обе руки, что способствует развитию обоих полушарий мозга и устанавливает прочные связи между ними.

Через время ребенок учится устному счету без помощи абак, повторяя пальцами характерные движения, смотря на соробан или просто в уме. Позже такие движения сходят на нет, зато скорость вычисления увеличивается.

Для тренировок в уме используют специальные программы для компьютера. На экране через определённые промежутки времени (задаваемые педагогом) выскакивают числа, ребенок решает в уме, вводит ответ и проверяет себя. Это делает учебный процесс более интересным и вовсе не утомительным даже для очень маленьких детей.

Очень важно постоянство занятий — здесь все как в спорте, чем больше тренируешься тем стабильнее результат. В дальнейшем же тренированный мозг — легче воспримет любую информацию или задачу, ребенку будет быстрее постигать школьные предметы, лучше запоминать — все это несомненно скажется на успешность в жизни. Вот почему занятия по менару можно отнести к инвестициям в будущее.

Мы помогаем детям: стать способными, самостоятельно принимать решения, легко учиться и быстро запоминать!

Записывайтесь на наши занятия сейчас!

ЗАЧЕМ ДЕТЯМ СОРОБАН?

Соробан — это японские счеты, которые позволяют развить у простых математически неодаренных детей незаурядные способности и тягу к точным наукам.

Современные ученые, психологи и педагоги сходятся во мнении, что соробан «умеет» раскрыть в детях скрытые потенциалы в учебе и в несколько раз повысить успеваемость.

Многие люди восхищаются трудоспособностью и трудолюбием японцев. Но мало кто знает, что уроки соробан в Японии считаются обязательными для детей начальной школы. Ловкой работе на этих счетах обучаются все дети без исключения. Может это и есть японский секрет успешного обучения и благополучного будущего?

Ментальная арифметика (соробан) — это не только способ облегчить обучения началам математики для дошкольников, но и возможность значительно ускорить процесс усвоения материала и улучшить способность к его анализу у детей средних классов.

Многократные победы японских детей на математических конкурсах побудили педагогов из других стран всерьез задуматься о введении уроков соробан в каждой стране. В России о такой практике известно мало. Но радует тот факт, что понемногу японские счеты начинают появляться на постсоветском пространстве, а также открываются курсы соробан для российских детей.

Мы помогаем детям: стать способными, самостоятельно принимать решения, легко учиться и быстро запоминать!

Записывайтесь на наши занятия сейчас!

Соробан — это японские счеты, которые позволяют развить у простых математически неодаренных детей незаурядные способности и тягу к точным наукам.

Современные ученые, психологи и педагоги сходятся во мнении, что соробан «умеет» раскрыть в детях скрытые потенциалы в учебе и в несколько раз повысить успеваемость.

Многие люди восхищаются трудоспособностью и трудолюбием японцев. Но мало кто знает, что уроки соробан в Японии считаются обязательными для детей начальной школы. Ловкой работе на этих счетах обучаются все дети без исключения. Может это и есть японский секрет успешного обучения и благополучного будущего?

Ментальная арифметика (соробан) — это не только способ облегчить обучения началам математики для дошкольников, но и возможность значительно ускорить процесс усвоения материала и улучшить способность к его анализу у детей средних классов.

Многократные победы японских детей на математических конкурсах побудили педагогов из других стран всерьез задуматься о введении уроков соробан в каждой стране. В России о такой практике известно мало. Но радует тот факт, что понемногу японские счеты начинают появляться на постсоветском пространстве, а также открываются курсы соробан для российских детей.

Мы помогаем детям: стать способными, самостоятельно принимать решения, легко учиться и быстро запоминать!

Записывайтесь на наши занятия сейчас!

МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА В КИТАЕ

Китайцы всегда отличались особым отношением к процессу обучения и познанию мира. Так, например, если в других народах в математике за основу использовалось число 10, то в Китае — это 5.

В V веке до нашей эры для ведения торговли с соседними странами стали применять особые счеты под название суан-пан или суаньпань. Он состоит из рамки, в которой располагается прутья с косточками. Принцип вычисления прост и бесхитростен. Для операций с большими числами достаточно небольшого количества прутьев и камней на них. Главное — правильно понимать ценность костей и их позиционное значение.

В настоящее время в Китае все дети в школах проходят курс обучения ментальной арифметике в начальных классах. Взрослые часто «проигрывают» в скорости и точности подсчетов собственным детям. Малыши с охотой берутся за сложение, деление, умножение и вычитание пятизначных чисел.

Как отметила китайская ученица Чжань Сяожань, главное — это регулярные тренировки работе со счетами. Через время дети обучаются устному счету просто представляя суан-пан в уме. Благодаря этому работает не только «рациональное» левое полушарие, но и «творческое» правое. Это значит, что ментальная арифметика — полезный тренажер для всего мозга и гарантия его гармоничного развития.