МЕНТАЛЬНАЯ АРИФМЕТИКА НА ПРАКТИКЕ

Рассказывает Ольга Озкул, директор Центра детского развития Soroban (Измир, Турция), представляющего методику ментальной арифметики с 2010 года.

Что дает обучение ментальной арифметике детям?

Исходя из имеющегося опыта, могу сказать следующее: методика действительно работает, изменения у детей есть, изменения, конечно, проявляются у всех в разной степени — дети индивидуальны.

Главное, что получают дети после прохождения программы, — способность к самостоятельному решению возникающих задач.

Допустим, что-то случилось на улице, свидетелем чего стал ребенок, — авария или еще что-нибудь. У ребенка, прошедшего обучение ментальной арифметике, развита часть мозга, отвечающая за принятие решений (лобные доли), и мозг вырабатывает решение — позвонить, уйти в сторону, помочь и т. д. То есть ребенок не впадает в ступор, прострацию — его интеллект достаточно развит, чтобы выработать какое-либо решение.

Также улучшается успеваемость в школе. За счет чего? Наработаны нейронные связи: мозг готов к решению любых задач, в том числе и из школьных учебников... Я считаю, это очень ценное качество. По сути вся программа — это последовательная тренировка определенных областей мозга.

Конечно, ребенок после курса может в уме складывать, вычитать, делить умножать четырехзначные цифры, но, согласитесь, это может и калькулятор. Главное, что приобретает ребенок, — это развитый мозг. И здесь важно не упустить время. Оптимально начать заниматься с 5–6 и до 12 лет, пока мозг у ребенка окончательно не «затвердел».

Метод построен так, что ребенок не заучивает, а каждый раз решает заново — именно это и развивает мозг. Кстати, здесь родителям нужно быть внимательными при выборе школы. В Турции эта методика сейчас набрала большую популярность, и некоторые школы не уловили суть метода и учат детей зазубриванию!

В итоге вместо одного года обучения дети учатся по 2–3 года и так и не доходят до изучения операции деления, потому что ее невозможно понять, если неправильно научиться первым операциям — сложению, вычитанию и умножению.

Говорю так, потому что мы сами прошли через это, — в один момент дети остановились в развитии. Тогда учредитель, поняв, что что-то не так, сам съездил в Японию и, проучившись более двух недель, выяснил наши ошибки. Теперь мы даем правильное обучение.

В процессе обучения ментальной арифметике у детей повышается способность к концентрации внимания, что дисциплинирует их. Это очень мощная методика — не зря в Японии она введена в обязательную программу образования.